Он считался главным теоретиком и идеологом Третьего рейха, доверенным лицом фюрера, написавшим множество работ, которые в нацистской Германии считались не менее важными, чем гитлеровская «Майн кампф». И хотя на Нюрнбергском процессе он отрицал свою причастность к Холокосту и утверждал, что на его руках нет крови, недавно обнаруженный личный дневник показывает, как неустанно Альфред Розенберг добивался истребления евреев, насколько последовательной и бесчеловечной была его идеология, в которой нет ни малейшего намека на критику, сомнения или разочарование.
Кто такой Альфред Розенберг
Альфред Розенберг - главный идеолог нацистской Германии
Он родился в 1893 году в городе Ревель Эстляндской губернии, которая в то время входила в состав Российской империи, в богатой купеческой семье прибалтийских немцев. Рано потеряв родителей, воспитывался теткой по отцовской линии.
Первоначальное образование Альфред Розенберг получил в Ревельском Петровском реальном училище, в котором преподавание велось на русском языке, ставшем для него родным.
С ранних лет Альфред проявлял способности к рисованию, и после окончания училища поступил на архитектурный факультет Рижского политехнического института. Но из-за начавшейся Первой мировой войны и развернувшихся боевых действий в Риге Альфред вынужден был уехать в Москву, где продолжил образование в императорском техническом училище, позднее переименованном в высшее техническое училище имени Баумана.
Здесь же, в Москве он встретил Октябрьскую революцию, события которой произвели на него гнетущее впечатление. Воспитанный на идеях немецкого национализма, крайне популярных в прибалтийских немецких общинах того времени, он укрепился в мысли, что Россия, ставшая жертвой революционного заговора, обречена на хаос и разруху. Но образование он все же завершил и получив диплом архитектора, вернулся в Ревель, к тому времени уже оккупированный немецкими войсками.
Там Альфред попытался вступить в германское подразделение Балтийского ополчения, созданного для защиты Латвии от большевиков, но ему отказали по причине того, что он «русский». Это стало для него, считавшего себя «истинным арийцем», настоящим ударом, заставившим уже в 1918 году покинуть Прибалтику и отправиться в Германию, на историческую родину своих предков.
Но впоследствии эта парадоксальная ситуация преследовала Альфреда всю жизнь - в Германии его так и продолжали считать «русским», в России - «немцем», что, вероятно, и заставило его всю жизнь доказывать свою принадлежность к «высшей арийской расе» и предпочесть карьеру нацистского идеолога карьере архитектора.
Карьера в НСДАП
Альфред Розенберг и Адольф Гитлер на пивном путче
Политическая деятельность Альфреда Розенберга началась в 1919 году, когда он перебрался жить в Мюнхен, который считал истинной колыбелью германской истории и местом, где должны были зародиться радикальные силы для возрождения «Великой Германии», униженной и погрузившейся в глубокий экономический кризис после Первой мировой войны.
Первые годы жизни в Мюнхене были для Розенберга, приехавшего туда с молодой эстонской женой, крайне тяжелыми. Он вынужден был подрабатывать репетиторством и продавать свои рисунки. Но уже являясь убежденным антикоммунистом и антисемитом, он находил поддержку среди небольших экстремистских группировок, которые процветали в городе, устроился работать в подпольную ультра-правую газету и присоединился к немецкой рабочей партии, которая в 1920 году станет нацистской.
Вскоре Розенберг заводит дружбу с одним из активных членов партии и издателем антисемитского журнала Дитрихом Эккартом, который знакомит его с тогда еще никому не известным Адольфом Гитлером. Они находят общий язык на почве увлечения рисованием и архитектурой.
Тогда же Альфред Розенберг начинает писать статьи для журнала Эккарта на темы, которые его волнуют, в частности, по расовому вопросу. С 1920 по 1923 год он опубликовал не менее семи работ, которые стали популярными среди национал-социалистов. В 1923 году он становится главным редактором этой газеты.
В ноябре 1923 года Розенберг принимает участие в мюнхенском пивном путче, в результате которого арестовывают Гитлера. Назначенный Гитлером временным лидером нацистской партии, Розенберг изо всех сил пытается предотвратить распад нацистского движения.
Альфред Розенберг выступает перед открытием выставки Вечная Германия
После освобождения Гитлера он возвращается к журналистике и приступает к написанию книги «Миф двадцатого века». К началу Второй мировой войны было продано около миллиона экземпляров этой книги, что укрепило позиции Розенберга как партийного идеолога.
В 1930 году Альфред Розенберг избирается в национальный парламент Германии и становится экспертом нацистской партии по внешней политике. Вскоре после назначения Гитлера рейхсканцлером Розенберг возглавляет внешнеполитическое управление нацистской партии. Затем следуют новые партийные назначения, в том числе членство в круге высшего руководства партии в качестве рейхсляйтера, а спустя год - уполномоченного по надзору за идеологической подготовкой партии.
В тени Гитлера
Альфред Розенберг и Адольф Гитлер
Шагом к большей политической власти Альфреда Розенберга стал 1938 год, когда Гитлер одобрил его идею о новой, полностью нацистской университетской системе, которая закрепила бы партийную и будущую элиту нации в расистской идеологии.
Неотъемлемой частью этой системы был провозглашен «Институт исследования еврейского вопроса», призванный обеспечить легитимность антисемитской политики режима путем доказательства существования «еврейского заговора», на основе книг и архивных материалов, конфискованных у евреев.
Война значительно облегчила такую деятельность, поскольку она позволила организовать грабежи еврейских библиотек, коллекций произведений искусства и других подобных активов в странах, захваченных Вермахтом.
Основанная Розенбергом в октябре 1940 года организация ERR, занимавшаяся конфискацией и вывозом культурных ценностей с оккупированных территорий, к концу войны переправила в Рейх почти 1,5 миллиона вагонов произведений искусства и артефактов из контролируемой Германией Европы.
В начале 1941 года Розенберг сблизился с ближайшим окружением Гитлера, готовившим нападение Германии на Советский Союз. Его российское образование в сочетании с его неослабевающим антикоммунистическим настроем давало ему большие бонусы в этой войне, рассчитанной на долгосрочное немецкое доминирование в столь обширном регионе.
Сразу же после нападения на СССР Гитлер назначил его рейхсминистром по оккупированным восточным территориям и тем, которые в ближайшее время планировалось оккупировать, включая территории Балтии, Белоруссии и Украины.
Таким образом, оставаясь в тени Гитлера, Розенберг приобрел безграничную исполнительную власть. И хотя он критиковал чрезмерно жесткое обращение своих подчиненных с мирным населением на оккупированных территориях, но не более как контрпродуктивное для достижения цели победы «Великой Германии» в войне.
На территориях, находившихся под его контролем, последовательно решался «еврейский вопрос» посредством систематических убийств еврейских мужчин, женщин и детей. К концу 1941 года было уничтожено более полумиллиона евреев, а Эстония, где родился и вырос Розенберг, стала первым оккупированным немцами регионом, объявленным «свободным от евреев».
Альфред Розенберг в оккупированной Риге
Офицеры СС и полиции вместе с чиновниками Розенберга тщательно следили за тем, чтобы заключенных в концлагеря евреев либо убивали сразу, либо эксплуатировали на принудительных работах, выжить на которых у них не было шансов.
Таким образом, министерство Розенберга сыграло ключевую роль в разработке «окончательного решения еврейского вопроса». Оно было единственным правительственным учреждением, пославшим не одного, а двух представителей на пресловутую Ванзейскую конференцию, прошедшую 20 января 1942 года, для координации следующих шагов на пути к массовому убийству евреев на контролируемой Германией территории Европы.
Конец главного нацистского идеолога и его пропавшие дневники
Альфред Розенберг на Нюрнбергском процессе дает показания
Когда исход войны стал очевидным, Альфред Розенберг начал обвинять в неудачном «походе на Восток» некомпетентных военачальников - Бормана, Гиммлера и Геринга, а сам все больше пытался отстраниться от активных действий в этой войне, называя себя философом, а не солдатом.
Весной 1945 года, понимая, что крах нацистской Германии неизбежен, главный идеолог Третьего рейха перебрался из Берлина во Фленсбург, полагая, что он должен перейти под контроль британцев, а у английской Короны не должно возникнуть к нему претензий. Однако англичане, арестовав Розенберга, передали его под суд военного трибунала.
Для него это стало полной неожиданностью. На процессе в Нюрнберге он держался вызывающе, всем своим видом показывая, что попал сюда случайно, обвинял в вырождении национал-социалистической «идеи» лидеров Третьего рейха, поправлял переводчика, козыряя своим знанием русского языка, старался убедить судей, что всегда гуманно относился к мирному населению оккупированных территорий, и его руки не запачканы кровью.
Однако суд признал его виновным по всем пунктам обвинения и приговорил к смертной казни. Приговор привел Розенберга в шок, он сразу сник, замкнулся в себе, и единственный из всех подсудимых отказался от последнего слова. 16 октября 1946 года приговор был приведен в исполнение.
Альфред Розенберг на Нюрнбергском процессе
Одним из свидетельств преступлений Розенберга во время Нюрнбергского процесса стал его личный дневник, обнаруженный после войны в одном из баварских замков. На пятистах страницах раскрывался внутренний мир человека, чьи идеи подготовили почву для Холокоста. Прокуроры исследовали его во время процесса, но после того, как Розенберг был признан виновным и приговорен к смертной казни, этот дневник загадочным образом исчез, и с тех пор считался навсегда утерянным.
Спустя 67 лет дневник всплыл на одном из международных аукционов, где его пытались продать за миллион долларов. Оказалось, что после процесса он был незаконно присвоен одним из американских обвинителей. Сейчас дневник находится в музее Холокоста в США, недавно он был опубликован, но нет никакой гарантии, что американцы опубликовали его полностью, со всеми расовыми мифами и идеями Третьего рейха, нашедшими отражение в размышлениях его автора.
Свежие комментарии