Герой повествования на фоне одномоторного истребителя-бомбардировщика Як-9.
К началу ВОВ Павел Муравьев (1917 г.р.) был уже опытным летчиком. В ходе советско-финской войны он совершил 94 боевых вылета на истребителе И-16 ("ишачке"), 2/3 из которых на штурмовку наземных целей. Сбил 3 самолета в составе группы – по тем временам это отличный результат.
Дело мастера боится
Лётчик-ас П. И. Муравьёв.
7 октября шесть истребителей Лагг-3 атаковали гитлеровскую колонну в районе Харькова, которая растянулась на 10 километров. При этом Муравьева поразило, что немцы были настолько непуганые, что даже не стали разбегаться, хоть у них и отсутствовали зенитные орудия. В итоге началось "избиение младенцев", все пули и снаряды попадали в цель. Свою первую победу мл. лейтенант одержал в феврале 1942 г., сбив бомбардировщик Хе-111. А вот следующей пришлось ждать долгих 10 месяцев – слишком сильно уступали Лагг-3 немецким самолетам, тем же "мессерам".
Муравьева в основном посылали на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков, а там сильно не разгуляешься. Но в декабре 1942 г. Павел пересел на Як-7 и победы пошли одна за другой. В декабре и январе он уничтожил 8 самолетов противника лично и два в группе. 5 января Павел с ведомым Вострухиным атаковал 4 "мессера"; одного поджег, второму отрезал возможность отхода очередью из пулемета и напарник смог дожать "Ме-109F". Еще два "немца" спаслись бегством, скрывшись в облаках.
За 185 боевых вылетов, 67 воздушных боев, за 9 лично сбитых самолетов и еще два в группе ст. лейтенанта в феврале 1943 г. представили к званию Героя СССР. К слову, у Покрышкина к тому времени было сбито всего 4 вражеские машины, а он воевал с первых дней ВОВ.
На Курской дуге
Обломки немецкого истребителя Bf.109, 1943 г.
Особенно отличился Павел на Курской дуге. Там он за две недели сбил 11 самолетов фрицев. Все они подтверждены и записаны в его летной книжке, но в официальной статистике указаны всего 4. По словам Муравьева, тут нахимичил либо комполка, либо начштаба, приписав эти самолеты нужным людям. Штабные тоже хотели получать ордена, а комполка от них сильно зависел. Проверить то, что писало руководство в полковых документах и в наградных листах, было невозможно. Павел, когда стал замкомполка, все это лично узнал.
Две недели шли бои под Курском с 7 утра до 7 вечера. Пилотам приходилось совершать 10-11 вылетов в день. Немцев в небе было так много, что они даже не знали, кого в первую очередь атаковать. За 10-15 минут расстреляешь патроны и снова на аэродром за боеприпасами, где даже сил выбраться из самолета не было; воевали на морально-волевых качествах. Фонарь кабины не закрывали – вдруг не откроется, когда собьют. Приходилось непрерывно вертеть головой, а на шее грязь, пыль, пот, подворотнички черные. У многих вскакивали чирьи, из-за чего поворачивать голову было нестерпимо больно. По этой причине доктор хотел отстранить Павла от полетов, но обошлось.
На втором этапе Курской битвы в ходе Орловской операции у немцев появилось много Ме-110, которые наносили штурмовые удары по нашим колоннам и пехоте. Та несла большие потери. Шестерка Як-9 патрулировала район ж/д станции Моховая, когда обнаружила девять Ме-110 и атаковала их. Одного стервятника удалось сбить сразу, но остальные встали в круг – это была новая тактика фрицев. К ним было не подступиться. Получалось так, что два Ме-110 непрерывно вели огонь, а у каждого из них на борту по 4 пушки "Эрликон".
В итоге они повредили пару Як-9 и тогда Павел сделал ход конем. Он приказал двум машинам отвлекать внимание гитлеровцев, а четверка Як-9 неожиданно ударила с большой высоты, уничтожив пару "мессеров". Круг рассыпался и остальные немецкие самолеты удрали. Опасность для колонны была ликвидирована, а за бои под Курском офицер был награжден орденами Александра Невского и Красного Знамени.
Легенда советской авиации
Об успехах капитана Муравьева написали во фронтовой газете, а затем в "Красной Звезде" и "Правде". В августе 1943 г. ко Дню Авиации журнал "Огонек" опубликовал фотографии 10 лучших сталинских соколов. Среди них был и Муравьев. В 1944 г. ему присвоили звание подполковника, назначив заместителем командира 64-го Гв. ИАП. Он дошел до Берлина и расписался на Рейхстаге. За годы войны на счету пилота официально 473 вылета, 149 воздушных боев, а число сбитых самолетов – 22+3 (на основании исследований М. Быкова). Хоть в летной книжке указано 37+2. Столько же по данным историка авиации Бодрихина. Лично я верю Павлу Игнатьевичу и его книжке.
На легендарном Параде Победы 24.06.1945 г. Герой Советского Союза, кавалер шести орденов подполковник Муравьев должен был возглавить полет девятки "яков". Но из-за плохой погоды воздушную часть парада отменили в последний момент. После ВОВ Павел Игнатьевич продолжил служить в советской армии, освоил реактивные Як-17 и МиГ-17, но из-за своего честного и принципиального характера не сработался с будущим маршалом авиации Савицким. Как итог, в 1953 г. легендарный пилот ушел в отставку.
Ас с боевыми товарищами.
Человек-кремень
В дальнейшем он продолжал бороться с подлостью и несправедливостью. Распад СССР стал его личной драмой. За советскую власть он дрался в годы войны, а тут в мирное время все развалили. В середине 90-х годов Муравьева пригласили в префектуру Москвы на празднование Дня Победы, где один из чиновников с придыханием вручил Павлу Игнатьевичу личный подарок от "президента Ельцина". Герой СССР переспросил: "От самого?", – и получив утвердительный ответ, с размаху запустил подарок в стену. Больше его на празднование Дня Победы чиновники не приглашали.
Свежие комментарии