На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Вся история

1 421 подписчик

Свежие комментарии

  • Простой Обыватель
    Вы ошибаетесь. Это полудурки считают землю плоской. А дураки вообще не думают об этом.Правда, что раньш...
  • Оксана Дергач
    Бред сумасшедшего, написавшего эту статью.... Я понимаю, зомби, которому весь этот шизобред внушили, но для чего собс...Правда, что раньш...
  • Александр Пятнистый
    ну да. станция Мга. Но не мифический мгинск...Да и высоты все же Синявинские, а вот синявские никто и не знаетОн был единственн...

Вот так подарок - как Хрущев отдал Крым Украине.

Грубо нарушив нормы союзной Конституции, превысив свои конституционные полномочия и презрев саму процедуру решения данного вопроса, Президиум Верховного Совета СССР принял заведомо незаконное решение о передаче Крыма Украине…

Всего через полгода после окончания Гражданской войны, 29 апреля 1921 года, глава Наркомата по делам национальностей И. В. Сталин направил членам Политбюро записку, в которой предлагалось принять «решение о необходимости выделения Крымского полуострова в Крымскую автономную республику». Уже 10 мая СНК РСФСР принял протокольное Постановление «О создании автономной области в Крыму», а 18 октября 1921 года совместным Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР за подписью В.И.Ленина, М.И. Калинина и А.С.Енукидзе в географических границах Крымского полуострова была создана «Автономная Крымская Социалистическая Советская Республика как составная часть РСФСР.
10 ноября 1921 года, была принята и первая Конституция Автономной Крымской ССР, базой для которой стали основные принципы и положения тогдашней Конституции РСФСР, принятой в июле 1918 года. Позднее, 5 мая 1929 года, была принята новая Конституция республики, в соответствии с которой её название было изменено: теперь она стала называться Крымская Автономная Советская Социалистическая Республика.
После окончания войны ситуация изменилась. Уже 25 июня 1945 года председатель и секретарь Президиума Верховного Совета РСФСР И.А. Власов и П.В.Бахмуров подписали Указ «О преобразовании Крымской АССР в Крымскую область в составе РСФСР» и направили соответствующее представление в Президиум Верховного Совета СССР, который за подписью М. И. Калинина и А. Ф. Горкина 30 июня 1945 года издал аналогичный указ. Данное решение принимали: И.В.Сталин, А.А.Жданов, М.И.Калинин, Г.М.Маленков, Н.М.Шверник и А.Ф.Горкин.
Новый этап в истории Крымской области наступил в начале 1954 года, когда новоявленный Первый секретарь ЦК Н.С.Хрущёв на заседании Президиума ЦК выступил с инициативой передать эту область из состава РСФСР в состав УССР. Вся «крымская эпопея» была связана прежде всего с тем, что на новом витке острой борьбы за единоличную власть Н.С.Хрущёв, который более десятка лет возглавлял Украинскую ССР, очень рассчитывал получить мощную поддержу со стороны довольно быстро набиравшей силу украинской партноменклатуры, которая тогда резко увеличила своё представительство и в ЦК КПСС, и в Совете Министров СССР.
Не случайно сама передача Крыма в состав Украинской ССР идеологически была привязана к празднованию 300-летнего юбилея знаменитой Переяславской Рады, на которой, по тогдашней терминологии, произошло «историческое воссоединение Украины с Россией». В середине ноября 1953 года, после поездки в Крым, в голове Н.С.Хрущёва родился проект — передачи Крымской области в состав УССР, который он даже успел обсудить в Киеве с новым руководством УССР во главе с Первым секретарём ЦК КПУ А.И.Кириченко. Понятно, что П.И.Титов, как и ряд других секретарей Крымского обкома, не только всячески сопротивлялся этому проекту, но и искал возможный выход из данной ситуации. Понимая, что судьба Крыма уже де-факто предрешена, он предложил компромиссный вариант: создать в восточной части полуострова отдельную Керченскую область в составе РСФСР, с включением в её состав Керченского пролива и Таманского района Краснодарского края. Но всё было тщетно…

16 января 1954 года Хрущёв добился отставки первого секретаря Крымского обкома партии Павла Ивановича Титова, который ещё в ноябре 1953 года в крайне резкой форме возражал против передачи Крымской области в состав УССР. Уже 25 января 1954 года под председательством главы Совета Министров СССР Г.М.Маленкова состоялось заседание Президиума ЦК, на котором согласно протоколу № 49 присутствовали «члены Президиума ЦК тт. Хрущёв Н.С., Ворошилов К.Е., Булганин Н.А., Каганович Л.М., Микоян А.Л., Сабуров М.З., Первухин М.Г.Кандидаты в члены Президиума ЦК тт. Шверник Н.М., Пономаренко П.К.Секретари ЦК КПСС тт. Суслов М.А., Поспелов П.Н., Шаталин Н.Н.». Из этого списка следуют два очевидных факта: во-первых, на этом заседании отсутствовал один из ключевых членов высшего руководства — первый заместитель председателя Совета Министров и министр иностранных дел СССР В.М.Молотов — и, во-вторых, упоминание Н.С.Хрущёва первым в списке членов Президиума ЦК де-факто ставило его вровень с самим Г.М.Маленковым, который всё ещё считался неформальным лидером страны.
Под номером XL этого протокола, озаглавленного «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР», значились всего два пункта: «1) утвердить с поправками, принятыми на заседании, прилагаемый проект Указа Президиума Верховного Совета СССР о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР; и 2) признать целесообразным провести специальное заседание Президиума Верховного Совета СССР, на котором рассмотреть совместное представление Президиумов Верховных Советов РСФСР и УССР о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР».
Возникает ряд вопросов. Во-первых, почему данный протокол подписал не Г.М.Маленков, который по решению Президиума ЦК вёл его заседания и подписывал все его решения и протоколы, а Н.С.Хрущёв? Во-вторых, кто, когда и кому дал указание готовить проект данного Указа ПВС СССР по этому вопросу? В-третьих, кто конкретно готовил данный указ? И наконец, в-четвёртых, кто из членов «коллективного руководства», помимо самого Н.С.Хрущёва, принимал участие в обсуждении этого вопроса до заседания Президиума ЦК? Пока что убедительных ответов на сей счёт нет. Между тем 5 февраля 1954 года под председательством «президента» РСФСР Михаила Петровича Тарасова состоялось заседание Президиума Верховного Совета РСФСР, на котором, согласно протоколу № 41, присутствовали «заместители Председателя Президиума Верховного Совета РСФСР: тт. Андреева З.А., Данилова А.П., Селюкин М.О., Цыремпилон Д.Д., Щербаков П.В. Секретарь Президиума Верховного Совета РСФСР т. Зимин И.Н., члены Президиума Верховного Совета РСФСР: тт. Бузина П.С., Ладанов П.Ф., Пантиков П.Л.Пупшова К.Л., Соколов А.Г., Степанова К.В., Цветкова В.С., Яснов М.А.Министр юстиции РСФСР т. Рубичев А.Т. Председатель Верховного Суда РСФСР т. Зитюков С.Л. Прокурор РСФСР т. Баранов П.В. Заместитель Председателя исполнительного комитета Крымского областного Совета депутатов трудящихся т. Пономаренко Т.М. и Председатель исполнительного комитета Севастопольского городского Совета депутатов трудящихся т. Сосницкий С.В.».
По итогам данного заседания было принято решение «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР», в котором прямо говорилось, что «учитывая общность экономики, территориальную близость и тесные хозяйственные и культурные связи между Крымской областью и Украинской ССР, Президиум Верховного Совета РСФСР постановляет: передать Крымскую область из состава РСФСР в состав Украинской ССР. Настоящее Постановление внести на утверждение Президиума Верховного Совета СССР». Согласно статье 31 Конституции РСФСР 1937 года в редакции от 5 апреля 1941 года Верховный Совет РСФСР избирал на первой сессии очередного созыва Президиум Верховного Совета РСФСР в составе своего председателя, 16 его заместителей (по числу автономных республик РСФСР), секретаря Президиума и 20 членов Президиума. Таким образом, списочная численность членов Президиума Верховного Совета РСФСР составляла 38 членов. Однако, как следует из протокола № 41, на заседании 5 февраля 1954 года присутствовали только 15 членов Президиума ВС РСФСР, которые по совершенно очевидной причине не обладали правом принятия каких-либо решений ввиду элементарного отсутствия кворума. Поэтому данное решение с самого начала было незаконным и не имело никакой юридической силы. Между тем в тот же день за подписью председателя и управделами Совета Министров РСФСР А.М.Пузанова и И.В.Груздева уже вышло Постановление Совета Министров РСФСР № 156 «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР», в котором также говорилось о том, что с учётом «территориального тяготения Крымской области к Украинской ССР, общности экономики и тесных хозяйственных и культурных связей между Крымской областью и Украинской ССР, Совет Министров РСФСР постановляет: считать целесообразным передать Крымскую область из состава РСФСР в состав УССР. Просить Президиум Верховного Совета РСФСР рассмотреть вопрос о передаче Крымской области в состав УССР и войти в Президиум Верховного Совета СССР с соответствующим постановлением». Понятно, что «аргументы» о «территориальном тяготении», «общности экономики» и «тесных хозяйственных и культурных связях» Крыма именно с УССР просто смехотворны и неубедительны. Но важно даже не это, а то обстоятельство, что данное постановление также являлось грубейшим нарушением действующей Конституции РСФСР, ибо Совет Министров РСФСР мог только исполнять принятые нормативно-правовые акты Президиума Верховного Совета РСФСР, а не «просить» его о принятии каких-либо актов. Но дело было сделано, и через неделю, 13 февраля 1954 года, под руководством нового главы Президиума Верховного Совета УССР Демьяна Сергеевича Коротченко в Киеве состоялось аналогичное заседание республиканского ПВС, на котором было принято Постановление Президиума Верховного Совета УССР «О представлении Президиума Верховного Совета РСФСР по вопросу передачи Крымской области в состав УССР», в нём также говорилось, что «обсудив представление Президиума Верховного Совета Российской СФСР по вопросу передачи Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР, внесённое на рассмотрение Президиума Верховного Совета СССР, Президиум Верховного Совета Украинской ССР, со своей стороны, считает, что передача Крыма Украинской ССР, учитывая общность их экономики, территориальную близость и тесные хозяйственные и культурные связи, вполне целесообразна и является свидетельством безграничного доверия великого русского народа украинскому народу.



Соответственно представлению Президиума Верховного Совета Российской СФСР Президиум Верховного Совета Украинской ССР постановляет: просить Президиум Верховного Совета Союза ССР передать Крымскую область из состава Российской СФСР в состав Украинской ССР». При этом до сих остаётся неясным законность данного решения, поскольку нет информации о том, сколько из 19 членов Президиума ВС УССР принимали участие в этом заседании и кто из них голосовал за данное Постановление, поскольку в российских госархивах нет ни протокола этого заседания, ни даже его копии. Тем не менее 15 февраля 1954 года председатель и секретарь Президиума Верховного Совета УССР Д.С.Коротченко и В.Е.Нижник направили на имя председателя Президиума Верховного Совета СССР К.Е.Ворошилова письмо о том, что «Президиум Верховного Совета Украинской ССР 13 февраля 1954 года принял Постановление по вопросу передачи Крымской области из состава Российской СФСР в состав Украинской ССР и вносит его на утверждение Президиума Верховного Совета СССР». При этом заметим, что никакого совместного представления Президиумов Верховных Советов РСФСР и УССР на имя К.Е.Ворошилова послано не было, что также шло вразрез с решением Президиума ЦК КПСС от 25 января 1954 года.
Тем не менее 19 февраля 1954 года маршал К.Е. Ворошилов созвал заседание Президиума Верховного Совета СССР для решения этого вопроса. Согласно статье 48 действующей Конституции СССР 1936 года в редакции от 8 августа 1953 года в состав Президиума Верховного Совета СССР входили председатель Президиума Верховного Совета СССР, 16 его заместителей — по одному от каждой союзной республики, секретарь и 15 членов, то есть 33 человека, а не 27, как утверждается в многочисленных печатных публикациях и на просторах Интернета. Между тем согласно протоколу № 35 от 19 февраля 1954 года на этом заседании ПВС СССР, помимо его главы маршала К.Е.Ворошилова, присутствовали секретарь ПВС Н.М.Пегов и его заместитель А.Ф.Горкин, 9 заместителей председателя ПВС (М.П.Тарасов, М.С.Гречу-ха, Ш.Рашидов, Т.Кулатов, Н.Додхудоев, Ф.Г.Бровко, М.П.Папян, А.Сарыев и О.В.Куусинен) и 12 членов ПВС (А.А.Андреев, М.Д.Багиров, С.М.Будённый, С.А.Вагапов, А.Д.Даниилов, Я.Э.Калн-берзин, З.А.Лебедева, З.И.Муратов, М.А.Суслов, З.Т.Фёдорова, Н.С.Хрущёв и Н.М.Шверник). Казалось бы, кворум был налицо, то есть присутствовали 23 члена ПВС СССР. Однако этот протокол вызывает целый ряд вопросов. Во-первых, почему в качестве заместителя ПВС СССР был указан Фёдор Григорьевич Бровко? Понятно, что, будучи 10 лет главой ПВС Молдавской ССР, по должности он стал одним из заместителей главы ПВС СССР. Однако ещё в марте 1951 года он был снят с этого поста и автоматически выпал из состава заместителей ПВС СССР. Но совершенно странным образом за прошедшие три года этот вопрос так и не был решён на сессии ВС СССР. Во-вторых, вполне понятно, что в качестве заместителя ПВС СССР был указан Михаил Сергеевич Гречуха, поскольку он только в середине января 1954 года был назначен первым заместителем председателя Совета Министров УССР и уступил свою прежнюю должность новому главе ПВС УССР Демьяну Сергеевичу Коротченко, который в этом качестве также был указан в данном протоколе заседания ПВС СССР.
Но в данном случае этот вопрос носил чисто технический характер, до ближайшей сессии Верховного Совета СССР, которая пройдёт в апреле 1954 года. Однако совершенно непонятно, почему исключительно в качестве председателя ПВС Латвийской ССР был указан Карл Мартынович Озолинь, который занимал свою должность с марта 1952 года? Ведь по должности, как и другие главы союзных ПВС, он автоматически должен был стать заместителем главы ПВС СССР? Между тем, как явствует из архивных документов, заседание Президиума Верховного Совета СССР, которое продолжалось всего 20 минут, было подготовлено ещё 1 февраля 1954 года Н.С.Хрущёвым, М.А.Сусловым и Н.М.Пеговым. Именно по их сценарию на этом заседании выступили только шесть человек, а именно член Президиума ЦК, председатель ПВС СССР маршал К.Е.Ворошилов, председатель ПВС РСФСР М.П.Тарасов, председатель ПВС УССР Д.С. Коротченко, кандидат в члены Президиума ЦК и глава ВЦСПС Н.М.Шверник, председатель ПВС Узбекской ССР Ш.Р. Рашидов и его коллега, председатель ПВС Карело-Финской ССР О.В.Куусинен. После завершения всех выступлений секретарь Президиума Н.М.Пегов зачитал короткий текст Постановления об утверждении проекта Указа Президиума Верховного Совета СССР «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР», за который единогласно проголосовали все участники заседания.
Между тем, согласно статье 18 Конституции СССР территория союзной республики не могла быть изменена без согласия её высших органов. Формально такие согласия были оформлены со стороны обеих республик в виде Постановлений Президиумов ВС РСФСР и УССР. Однако в статье 33 Конституции РСФСР, содержавшей полный перечень прав и полномочий Президиума Верховного Совета РСФСР, отсутствовало право какого-либо изменения границ РСФСР. Более того, изменение территории всех союзных республик не входило даже в полномочия самого Президиума Верховного Совета СССР, поскольку согласно статьям 14 и 31 Конституции СССР этот вопрос находился только в ведении самого Верховного Совета СССР, а не его Президиума.
Таким образом, грубо нарушив нормы союзной Конституции, явно превысив свои конституционные полномочия и презрев саму процедуру решения данного вопроса, Президиум Верховного Совета СССР принял заведомо незаконное решение. Тем не менее 26 апреля 1954 года Верховный Совет СССР, приняв на своей весенней сессии закон «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР», де-юре утвердил указ Президиума ВС и внёс соответствующие изменения в статьи 22 и 23 Конституции СССР. А затем 2 июня 1954 года Верховный Совет РСФСР единогласно принял закон «О внесении изменений и дополнений в статью 14 Конституции РСФСР», в соответствии с которым Крымская область была исключена из состава РСФСР. Наконец, спустя две недели, 17 июня 1954 года, в статью 18 Конституции УССР был внесён пункт о включении Крымской области в состав Украинской ССР.

Картина дня

наверх