Сколько в Советском Союзе было моделей автобусов? Одна, десять, сто? Для представительной части соотечественников никакой разницы между советскими автобусами не было. Виной тому в том числе внешний вид. Серийные образцы автобусов менялись нечасто. Во всяком случае складывалось такое впечатление. На самом же деле в СССР выпускались натурально десятки серийных моделей колесного общественного транспорта. Самое время вспомнить наиболее яркие из них.

Первый серийный послевоенный автобус Советского Союза. Даже если на нем не ездил каждый житель некогда общей страны, то по крайней мере он видел его на экране телевизора или в кино. Первый прототип автобуса появился на свет в 1946 году. Производили 154-ые до 1950 года, пока им на смену не пришли более молодые и продвинутые модели. Само собой, даже после этого с дорог ЗиС никуда не делся и продолжат возить граждан еще не одно десятилетие. Что интересно, сохранившиеся образцы 154-го сегодня можно буквально сосчитать по пальцам двух рук.

Первый советский настоящий междугородний автобус. Разрабатывался в начале 1950-х годов. В производство 127-ой пошел в 1955 году и прибывал на конвейере до 1961. Что интересно, быстро отказались от производства автобуса отнюдь не потому, что он был плохим. Всему виной было присоединение СССР к международной конвенции дорожного движения. ЗИС-127 ее нарушал. И если использовать автобусы внутри страны никто бы Союзе не запретил, то вот с поставками в страны соцблока были уже известные проблемы.

Нет, в космос ЛАЗ-699И не летал. Желания потратить миллионы рублей ради запуска на околоземную орбиту электрокара в СССР ни у кого не появлялось. Что же касается ЛАЗ-699И, то именно этот автобус использовался на стартовых площадках советских космодромов. Именно он повозил космонавтов на Байконуре. В целом это был достаточно обычный автобус, пускай, и с весьма необычной работой…

Многие считают, что в СССР ничего симпатичного не делали. На самом деле для своего времени большинство советских автобусов считалось вполне красивыми. Яркий пример тому — ЛАЗ-4206. Спроектирован он был уже во второй половине 1980-х. Да, сегодня его внешний вид едва ли найдет, чем удивить, однако просто посмотрите на то, как сильно он отличается от моделей, выпускавшихся в 1950-е и 1960-е годы. Увы, многие хорошие идеи в СССР так и оставались на чертежном столе.

В свое время этот автобус пришел на смену уже упомянутому в самом начале 154-му. Данная машина была новым этапом развития советского автобусостроения. Однако, запомнился ЗИС-155 не своим внешним видом или техническими характеристиками, а тем, что намного чаще других автобусов появлялся в советском кино. Конечно же, все это просто забавное совпадение, а не какая-то хитроумная задумка. Однако, благодаря этому 155-ый видели даже там, куда они не поставлялись. Выпускали автобус с 1949 по 1957 год.

Подумайте только: ЛиАЗ-677 серийно выпускался на заводе с 1967 по 1994 год. А отдельные штучные экземпляры этой чудо-машины выпускались до 2002 года! В общей сложности только за годы СССР было произведено порядка 200 тысяч автобусов данной модели. В отличие от многих уже названных здесь моделей, встретить ЛиАЗ-677 можно было абсолютно в каждом советском городе или пригороде. При этом за десятилетия верной службы 667-ой усилиями конструкторов успел обзавестись 9 серийными модификациями.

Как уже было отмечено, многие интересные разработки в силу разных причин в Советском Союзе не покидали или чертежной доски, или испытательного полигона. Ярчайшим примером такой машины является ЛиАЗ-5256.05. По сути, это даже не автобус, а передвижное кафе. К сожалению, внедрить этот «Макдональдс на колесиках» так и не смогли.

1. ЗиС-154 – первый послевоенный

Первый серийный послевоенный автобус Советского Союза. Даже если на нем не ездил каждый житель некогда общей страны, то по крайней мере он видел его на экране телевизора или в кино. Первый прототип автобуса появился на свет в 1946 году. Производили 154-ые до 1950 года, пока им на смену не пришли более молодые и продвинутые модели. Само собой, даже после этого с дорог ЗиС никуда не делся и продолжат возить граждан еще не одно десятилетие. Что интересно, сохранившиеся образцы 154-го сегодня можно буквально сосчитать по пальцам двух рук.
2. ЗИЛ-127 – первый междугородний

Первый советский настоящий междугородний автобус. Разрабатывался в начале 1950-х годов. В производство 127-ой пошел в 1955 году и прибывал на конвейере до 1961. Что интересно, быстро отказались от производства автобуса отнюдь не потому, что он был плохим. Всему виной было присоединение СССР к международной конвенции дорожного движения. ЗИС-127 ее нарушал. И если использовать автобусы внутри страны никто бы Союзе не запретил, то вот с поставками в страны соцблока были уже известные проблемы.
3. ЛАЗ-699И – первый космический

Нет, в космос ЛАЗ-699И не летал. Желания потратить миллионы рублей ради запуска на околоземную орбиту электрокара в СССР ни у кого не появлялось. Что же касается ЛАЗ-699И, то именно этот автобус использовался на стартовых площадках советских космодромов. Именно он повозил космонавтов на Байконуре. В целом это был достаточно обычный автобус, пускай, и с весьма необычной работой…
4. ЛАЗ-4206 – поколение перестройки

Многие считают, что в СССР ничего симпатичного не делали. На самом деле для своего времени большинство советских автобусов считалось вполне красивыми. Яркий пример тому — ЛАЗ-4206. Спроектирован он был уже во второй половине 1980-х. Да, сегодня его внешний вид едва ли найдет, чем удивить, однако просто посмотрите на то, как сильно он отличается от моделей, выпускавшихся в 1950-е и 1960-е годы. Увы, многие хорошие идеи в СССР так и оставались на чертежном столе.
5. ЗИС-155 – звезда кино

В свое время этот автобус пришел на смену уже упомянутому в самом начале 154-му. Данная машина была новым этапом развития советского автобусостроения. Однако, запомнился ЗИС-155 не своим внешним видом или техническими характеристиками, а тем, что намного чаще других автобусов появлялся в советском кино. Конечно же, все это просто забавное совпадение, а не какая-то хитроумная задумка. Однако, благодаря этому 155-ый видели даже там, куда они не поставлялись. Выпускали автобус с 1949 по 1957 год.
6. ЛиАЗ-677 – главный долгожитель

Подумайте только: ЛиАЗ-677 серийно выпускался на заводе с 1967 по 1994 год. А отдельные штучные экземпляры этой чудо-машины выпускались до 2002 года! В общей сложности только за годы СССР было произведено порядка 200 тысяч автобусов данной модели. В отличие от многих уже названных здесь моделей, встретить ЛиАЗ-677 можно было абсолютно в каждом советском городе или пригороде. При этом за десятилетия верной службы 667-ой усилиями конструкторов успел обзавестись 9 серийными модификациями.
7. ЛиАЗ-5256.05 – автобус-кафе

Как уже было отмечено, многие интересные разработки в силу разных причин в Советском Союзе не покидали или чертежной доски, или испытательного полигона. Ярчайшим примером такой машины является ЛиАЗ-5256.05. По сути, это даже не автобус, а передвижное кафе. К сожалению, внедрить этот «Макдональдс на колесиках» так и не смогли.
Свежие комментарии